«Перезагрузка»
города
1921- 1941
После революции 1917 г. многие владельцы частных предприятий покинули Россию, а их собственность была национализирована. Так, на базе механического завода Ятеса образуется завод «Металлист», а некогда конкурировавшие кондитерские фабрики Афонина и Полякова сливаются в одну. В редких случаях бывший собственник оставался руководить своим «детищем», как, в частности, произошло с первым директором деревообрабатывающей фабрики «Красный пролетарий» (позднее – фабрика музыкальных инструментов «Урал»), по совместительству – ее бывшим владельцем, Борисом Кролем.
Завод Ятеса. 1902. Из коллекции Музея истории Екатеринбурга
В 1920-е гг. Урал превращается в опытный полигон, где обкатывалась новая административно-территориальная реформа. Органам центральной власти приходилось иметь дело с сотней разных губерний, областей, республик, что создавало немало помех и сложностей. Решить проблему неповоротливости системы, а также все разраставшегося управленческого аппарата могло создание крупных областных объединений, где бы сочетались различные хозяйственные профили. Одной из первых работа по районированию стартовала на Урале как наиболее экономически подготовленной территории.
3 ноября 1923 г. сессией ВЦИК было утверждено положение об Уральской области, вобравшей в себя бывшие Екатеринбургскую, Пермскую, Тюменскую и Челябинскую губернии с центром в Екатеринбурге. Активным участником реформ, жестко отстаивавшим широкие административные и экономические полномочия областных структур, был местный партийный и хозяйственный деятель Данила Егорович Сулимов.
Данила Егорович Сулимов
Карта Уральской области. 1926. ГАСО
В ноябре 1924 г. происходит еще одно, символическое событие: после непродолжительной, но бурной дискуссии город обретает новое имя – Свердловск.

В Свердловске разместились губернский совет народного хозяйства (позже Уралоблсовнархоз), шесть общеуральских трестов и контора одного из крупнейших в стране горнозаводского синдиката «Уралмет», отделения Госбанка и Промбанка, товарная биржа и т.д.

Новый статус региональной столицы открыл перед Свердловском невиданные прежде перспективы. В ближайшее десятилетие городу предстояло совершить титанический скачок и из рядового уездного городка превратиться в мощный индустриальный, научный, культурный центр!

Во второй половине 1920-х – нач. 1930-х гг. в Свердловске разворачивается масштабное строительство общественных и жилых комплексов (Дома Горсовета, Городок чекистов, Дома «Госпромурала», Медгородок, Дом связи, Дом печати и т.д.), вводятся в строй многочисленные социальные и культурные объекты – клубы, кинотеатры, школы и детские, бани. В 1926 г. начинается строительство городского водопровода, в 1927 г. пустили новую городскую электростанцию на ВИЗе, на Большом Конном полуострове, а в ноябре 1929 г., в очередную годовщину Октября, была пущена первая трамвайная линия. Этими инфраструктурными завоеваниями городская власть гордилась особенно, подчеркивая, что реализовала то, что не удалось реализовать их предшественникам в дореволюционном Екатеринбурге.
Открываются новые предприятия и возобновляют работу – после революционного и военного лихолетья – старые промплощадки.

В 1920-е гг. восстановили и на пару лет объединили с находившимся неподалеку «Металлистом» (современный Уралтрансмаш) завод «Сталькан», выпускавший граммофонные иглы. Вновь заработали гранильная фабрика, деревообделочный завод, ряд предприятий пищевой и текстильной промышленности.

В 1921 г. в состав Свердловска вошел бывший заводской поселок Верх-Исетск. К этому времени старейшее предприятие города оказалось на грани закрытия, но первому «красному директору» Николаю Давыдову удалось вдохнуть в него новую жизнь. В 1929 г. ВИЗ выдал первую партию горячекатаной электротехнической трансформаторной стали.
Николай Михайлович Давыдов

Групповой снимок рабочих Верх-Исетского завода «Красная Кровля», отремонтировавших именной паровоз. 1921.

Из коллекции Музея истории Екатеринбурга

Экономическому расцвету города немало способствовала провозглашенная молодым советским государством новая экономическая политика (НЭП). 6 июля 1921 г. было принято постановление Екатеринбургского уездно-городского исполкома «О свободной торговле и свободном товарообмене», согласно которому торговля разрешалась «как на торговых площадях, так и в закрытых городских торговых помещениях».

25 февраля 1925 г. состоялось открытие первой Свердловской ярмарки, основным павильоном которой стали торговые ряды старого Мытного двора.

Краевед С. Захаров писал:
Посланцы 146 уральских и 153 внеуральских торговых организаций приезжали в тот год в Свердловск. Побывали здесь представители государственных и кооперативных организаций и частные торговцы. И чего только не продавалось в ярких торговых рядах ярмарки! Различная посуда, чугунная и эмалированная, скобяные изделия, косы, грабли, кирпич, обувь, одежда, всевозможные продукты питания, книги, детские игрушки, надувные водородные шарики, свистульки «уйди-уйди». Да всего и не перечислишь! В период новой экономической политики ярмарка выполняла роль организатора торговли между городом и деревней. А сколько было развлечений! Играл духовой оркестр, крутились пестрые веселые карусели, взлетали качели, клоуны шутками зазывали зрителей в дощатый балаган. И никто не уходил с ярмарки без покупки. Режиссер В. Шнейдеров снял в 1925 году документальный фильм "Свердловская ярмарка"
«Вечерний Свердловск», 30 ноября 1990
Свердловская ярмарка. Фото Л. Сурина. 1927.
Из коллекции Музея истории Екатеринбурга
Вторая ярмарка последовала уже в ноябре-декабре того же года, а затем проводилась еще несколько лет, однако в стране назревали серьезные перемены. Последняя ярмарка состоялась в 1929 г.на Хлебном рынке (современный дендропарк), после чего была упразднена вместе с Товарной биржей и Ярмарочным комитетом. Гостиницу Ярмаркома (Банковский переулок, 7) передали Институту травматологии и ортопедии.

В кон. 1920-1930-х гг. начинает выкристаллизовываться новый, машиностроительный профиль города. В грандиозном проекте Урало-Кузбасского комбината Свердловску отводилась роль центра машиностроительного производства, который обеспечивал бы необходимым оборудованием крупные металлургические предприятия на Южном Урале и в Сибири.
Если прежде связующей нитью была река Исеть с расположенными на ней прудами старых заводов, начиная с Верх-Исетского и заканчивая Нижнеисетским, теперь на бывших окраинах города вырастают новые машиностроительные предприятия-гиганты.

В 1926 г. председатель Уральского облисполкома ВКП(б) Данила Сулимов и председатель Уральского областного совета народного хозяйства Филипп Локацков выходят с инициативой строительства будущего УЗТМ. Первую техническую документацию подготовило Уралпроектбюро. Лишь в 1927 г. Союз труда и обороны принял окончательное решение о размещении в Свердловске завода-гиганта. Начальником строительства был назначен Александр Банников, главным инженером – Владимир Фидлер, не дожившие до официального пуска предприятия в 1933 г.
Александр Петрович Банников
Владимир Федорович Фидлер
В 1932 г. в непосредственной близости от УЗТМ, на северных городских территориях, к востоку от Верхотурского тракта стартовало строительство еще одного завода – «Уралэлектромашина», специализировавшегося на электротехническом оборудовании. В 1934 г. предприятие вступило в строй, а в 1938 г. из его состава выделился самостоятельный завод – Уральский турбинный завод.
Фотохроника строительства УЗТМ. Из коллекции Музея истории Екатеринбурга
Перечисленные выше предприятия и рабочие поселки вокруг них составили обновленный облик Свердловска. Вместе с городом росло и число его жителей. За период 1920-1940-х гг. оно увеличилось с 86 тыс. до полумиллиона жителей.

Резкий экономический подъем заканчивается к 1934 г. Проект Уральской области завершил свое существование: область была упразднена, из ее состава выделились Свердловская, Чкаловская (Оренбургская), Молотовская (Пермская) и Тюменская области. Финансирование многих амбициозных проектов пресеклось (упомянутый завод «Уралэлеткроаппарат» испытал все трудности и превратности на себе: размеры строящегося заводы были существенно скорректированы в сторону уменьшения; первоначальные эскизные проекты предусматривали появление грандиозного комбината с конструктивистским городком вокруг). Окончательно сворачивается НЭП. Управление предприятиями и торговлей переходит под контроль государства.

Следующим мощным потрясением и этапом коренной трансформации станут для города события войны и эвакуации.
Экономический словарь Екатеринбурга
Александр Петрович Банников
Советский хозяйственный деятель, директор строительства Уральского завода тяжелого машиностроения. Выпускник Пермского реального училища по горнозаводской специальности и Виленского военного училища. Участник Первой мировой войны и революционных событий 1917 г. Занимал посты военрука в Осе, военкома и губвоенкома в Перми, заместителя председателя Пермского губисполкома, тюменского и тагильского окружных исполкомов. Избирался членом ВЦИК и УИК КПСС. В 1923 г. получил специальность инженера-металлурга в Пермском металлургическом институте.
С 1926 г. работал в Уралгипромезе, участвовал в проектировании Уральского завода тяжелого машиностроения. 7 декабря того же года был назначен руководителем Уралмашиностроя. Скоропостижно скончался в 1932 г., не дожив до официального пуска Уралмаша.
Александра Банникова можно считать не только основателем и руководителем стройки завода Уралмаш, но и основателем целого микрорайона. Он продвигал и реализовывал идею, что при заводе должен быть жилой поселок со всей необходимой инфраструктурой — от школ до кинотеатров до собственного транспорта.
В настоящее время имя Банникова носит одна из улиц жилого микрорайона Уралмаш.