город заводов
1940е - 1980е
В годы Великой Отечественной войны в Свердловск были эвакуированы десятки промышленных предприятий, на базе которых (а также уже существовавших заводов) создавались новые объединенные производства.
До военной грозы 1941 года Урал не имел той репутации «опорного края державы», оборонного форпоста страны, которая сегодня прочно ассоциируется и с самим Уралом, и с его столицей – Екатеринбургом, – замечает Константин Бугров в своем историческом экскурсе. И далее поясняет: Даже беглый взгляд на карту советской оборонной индустрии позволяет оценить: военные мускулы СССР располагались по преимуществу в западных районах
Все изменила эвакуация. Накопленный уральцами потенциал соединился с новыми умениями и знаниями, а также промышленными мощностями прибывавших с запада – из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и других мест – заводов, радикально трансформировав промышленный профиль города.

Так, объединение усилий Уралмаша, эвакуированного из Подмосковья завода № 8 (он же завод имени Калинина) и инженеров-конструкторов из Ленинграда, Москвы и Сталинграда привело к возникновению в Свердловске одного из главных центров артиллерийского производства. Свердловский завод дорожного машиностроения принял производителя легендарной «Катюши» – воронежский завод имени Коминтерна и смоленский завод аналогичного профиля. Часть завода имени Коминтерна была размещена на заводе «Уралэлектроаппарат», который освоил изготовление реактивных и обычных миномётов. На территории Уральского турбинного завода развернулось производство танковых двигателей. Непосредственно в сердце города, на территории современного Исторического сквера, расположились механические цеха танкового завода № 37.
Девушка, раскладывающая патроны в ящики в цехе N-ского завода.
Фото М. Инсарова. 1943. Коллекция Музея истории Екатеринбурга
Рабочий осматривает готовые пушки-зенитки. Фото Ж. Берланда.
1943. Коллекция Музея истории Екатеринбурга
Эвакуация повлекла за собой административную реформу. Существовавшие на тот момент Ленинский, Октябрьский, Молотовский, Кагановичский и Орджоникидзевский районы в связи с наплывом людей и предприятий оказались трудноуправляемыми. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 июня 1943 г. в Свердловске образовывались три новых района – Куйбышевский (в 1959 г. вернется в состав Орджоникидзевского), Чкаловский и Кировский.
Перемещение на Эльмаш, на стройплощадку бывшего Уральского завода тяжёлого станкостроения, производственных мощностей уже упоминавшегося выше завода № 8 имени М.И. Калинина сыграло важную роль в развитии этой части города. В послевоенные десятилетия завод активно возводит жилые комплексы, ДК, спорткомбинат; развивает транспортную инфраструктуру.

Аналогичную роль сыграли на Втузгородке и в Пионерском поселке эвакуированные в войну заводы №№ 209 и 356 (Уральский электромеханический завод и Свердловский завод электроаппаратуры). Подробнее о влиянии процесса эвакуации на пространственное и инфраструктурное развитие города пишет Евгений Бурденков в соответствующей главе книги «Эвакуация: величайшая из битв Второй мировой войны».
На N-ском заводе за обточкой стаканов артиллерийских снарядов. Фотограф А. Исакова. 1945.
Коллекция Музея истории Екатеринбурга
Показательна история Уральского завода химического машиностроения. Впервые в планах Советской власти этот завод появился в 1930 г. в рамках программы Первой пятилетки. Завод должен был выпускать турбокомпрессоры и тяжелую химаппаратуру. Стройку начинали дважды – и дважды консервировали. В 1941 г. на замороженную стройплощадку по соседству с Нижнеисестким поселком эвакуировали киевский завод «Большевик».

Директор предприятия Валерьян Петрович Курганов позднее вспоминал:
В Свердловске приятной неожиданностью для нас оказалось то, что здесь еще не чувствовалось внешних признаков военного времени в той мере, в какой это нам пришлось наблюдать до приезда сюда. Работали кинотеатры, действовали столовые и рестораны, в магазинах еще можно было купить любые продукты без карточек.
Гораздо хуже обстояли дела, на одной из окраин города, в пятнадцати километрах от его центра, там, где должен быть завод Уралхиммаш. Должен был быть, но его не было. Одноколейный железнодорожный тупиковый путь со стороны станции Кольцово, запущенное и пустовавшее здание автогаража, недостроенное здание главной понизительной подстанции на 5000 киловатт и два пустующих барака — вот все, что имелось в этом районе.
Первоочередной задачей стало производство станков для Уральского алюминиевого завода, но вскоре освоили и производство минометов, причем из-за отсутствия подходящего оборудования минометные плиты ковали вручную (Александр Думчиков. Химмаш). Вокруг вновь построенного завода оформился свой жилой поселок, который в 1943 г. соединила со Свердловском специально построенная троллейбусная линия.

Отдельно отметим, что высокая концентрация оборонных, «номерных», то есть засекреченных предприятий определила особенный, закрытый статус Свердловска, не доступного для свободного посещения иностранцами (с 1942 по 1991 гг.). Этот запрет не распространялся на официальные визиты делегаций. Расцвет гостеприимства пришелся на 1950-60-е, когда в Свердловск для налаживания официальных и деловых контактов регулярно наведывались правительственные делегации, в том числе – не один десяток зарубежных лидеров. Гостевой маршрут регулировался особым протоколом, и особенное, почетное место в нем отводилось посещению машиностроительных и металлургических гигантов. «Гвоздем» программы чаще всего становился визит на Уралмаш, поставлявшего необходимое оборудование строящимся предприятиям Китая, Индии, Кубы и других стран. Посещали иностранные гости и «Уралэлектроаппарат», изготавливавший машины для электростанций, «Уралхиммаш» и ряд других предприятий, служивших витриной достижений социалистического Свердловска.
Хо Ши Мин на УЗТМ. Коллекция Музея истории Екатеринбурга
Еще в годы войны на целом ряде заводов Свердловска запускаются линии производства товаров народного потребления: тазов, корыт, алюминиевой посуды, деревянных скалок и толкушек, спичек, мыла; одежды и обуви.

Этот опыт пригодился в последующие десятилетия, когда на предприятиях машиностроительного, металлургического, химического и оборонного профиля освоили выпуск товаров массового спроса. Отмеченные Знаком качества, эти изделия стали прочно ассоциироваться с брендом «сделано в Свердловске» – наравне с шагающими экскаваторами или зенитными ракетами: стиральная машина «Малютка» (УЗТМ), пылесос «Урал» (УЭТМ), кухонный комбайн «Белка» (УЗХМ), мебельные гарнитуры и светильники (ЗиК) и т.д.

Наравне с ними работали многочисленные профильные заводы и фабрики, выпускавшие непродовольственные товары – от мебели и радиоэлектроники до музыкальных инструментов и ювелирных изделий: «Урал», «Авангард», «Уральские самоцветы», «Русские самоцветы» и т.д.

Впрочем, далеко не все выпускаемые изделия поступали в свободную продажу.
Несмотря на то, что задания условий программы по производству товаров народного потребления выполняются, все же выпуск изделий группы «А» в шесть (!) раз превышает выпуск изделий группы «Б».
… В продаже постоянно не хватает более пяти тысяч разновидностей товаров… Рост производства обеспечивается в основном за счет повышения уровня средних розничных цен, вымывания дешевых видов товара. … Объемы вроде бы растут, а население обеспечить не можем.
…Всего от двух до четырех процентов высококачественных оставляется в городе – их распределяет министерство торговли. Поэтому нет в свободной продаже машин «Малютка», пылесосов «Урал» и прочей бытовой техники…
«Вечерний Свердловск», 3 октября 1989
Проблему дефицита по-своему решали рынки. По выходным в Свердловске работали «книжные развалы», птичий рынок на ВИЗе, книжный рынок «Яма».

В 1960-80-е гг. самым знаменитым «черным» рынком была т.н. «Туча» на Шувакише –вещевой рынок, где можно было достать любой дефицитный товар. «Тучей» его называли из-за большого скопления продавцов и покупателей. Сюда за джинсами Levi's, ботинками Salamander и виниловыми пластинками «забугорных» групп приезжали отовсюду, даже из Москвы и Ленинграда. Правда и стоили импортные товары недешево. Так, костюм Adidas обошелся бы вам в 220-250 рублей (при зарплате инженера в 120 рублей!).
Центральный рынок.
Из кллекции Музея истории Екатеринбурга
Вторчермет. Толкучка.
Из коллекции Музея истории Екатеринбурга
Шарташский рынок.
Из коллекции Музея истории Екатеринбурга
В статье Валерии Федючек «На Туче было все» приводятся воспоминания свердловчан об этом примечательном феномене:
Шувакиш работал только по воскресеньям. В этот день электрички переполнялись пассажирами. Успеть запрыгнуть в уходящий поезд и 40 минут провести в переполненном тамбуре считалось везением. Были и те, кому не везло. Михаил, однажды бывший на Туче в рейде в составе ОКОД (Оперативный Комсомольский ОтряД), вспоминает: "Когда я ехал на Шувакиш, в электричку вошли не все. Когда она тронулась, какой-то мужчина, высунувшись из нее, собирал шапки с народа, толпящегося на платформе, и передавал дальше. Зачем? Наверное, чтобы продать на Туче"
Фото из коллекции фотографа М.Г.Китаева. Свердловск. 1980-е